Гоголь Николай Васильевич
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Галерея
Семья
Герб рода Гоголей
Памятники Гоголю
Афоризмы Гоголя
Ревизор
  · Действующие лица
  · Характеры и костюмы
  · Действие первое
  · Действие второе
  · Действие третье
  · Действие четвертое
  · Действие пятое
  · Приложения к «Ревизору»
  … Отрывок из письма, писанного автором…
  … Две сцены, выключенные, как замедлявшие течение пьесы
  … Позднейшие приложения
  … … Предуведомление
  … … Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»
  … … Театральный разъезд после представления новой комедии
  … … Развязка Ревизора
  … … Вторая редакция окончания «Развязки Ревизора»
… … Примечания
Миргород
Мертвые души
Повести
Пьесы
Поэзия
Публицистика
О творчестве
Об авторе
Оглавление
Ссылки
 
Гоголь Николай Васильевич

Ревизор » Приложения к «Ревизору» » Позднейшие приложения » Примечания

Примечания

Приложения к «Ревизору»

К изданию комедии «Ревизор» в 1841 г. Гоголь приложил «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления „Ревизора“ к одному литератору» и «Две сцены, исключенные как замедлявшие течение пьесы». Отправляя приложение для печати, Гоголь писал С. Т. Аксакову: «Это письмо под таким названием, какое в нем выставлено, нужно отнесть на конец пьесы, а за ним непосредственно следуют две прилагаемые выключенные из пьесы сцены». В том же письме Гоголь объясняет Аксакову, что «Отрывок» является сокращенным письмом к Пушкину, написанным в 1836 г., после первого представления «Ревизора». Пушкин, по словам Гоголя, хотел писать полный разбор комедии для «Современника» и просил Гоголя «уведомить, как она была/ выполнена на сцене». Письмо, по свидетельству Гоголя, осталось неотправленным. Оно не дошло до нас. Черновые наброски данного текста, сохранившиеся в бумагах Гоголя, относятся к концу 1840 или началу 1841 г.

Одна из сцен, выключенных при первом издании и вошедших в «Приложения» (разговор Хлестакова с Растаковским), была напечатана в «Москвитянине» 1841 г., а затем обе сцены были приложены к изданию «Ревизора» 1841 г.

[1] «Дюр ни на волос не понял...» Дюр Николай Осипович (1807-1839) - комический актер Петербургского театра.

[2] Альнаскаров - герой комедии И. Хмельницкого «Воздушные замки», враль и фантазер.

[3] Comme il faut - человек, умеющий себя вести в обществе.

[4] Щепкин и Рязанцев - Гоголь имеет в виду идеальных, с его точки зрения, комических актеров: знаменитого М. С. Щепкина, игравшего в Московском театре, и уже покойного в то время В. И. Рязанцева (1800-1831).


Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»

Написано около 1846 г.

Напечатано впервые в 1886 г.


Театральный разъезд после представления новой комедии

Пьеса написана, вероятно, в мае 1836 г.

Переработка для печати относится к 1842 г. Напечатана в издании: «Сочинения Николая Гоголя», т. IV, СПб., 1842 (отдел «Драматические отрывки и отдельные сцены»).

Гоголь написал «Театральный разъезд» под впечатлением первой постановки «Ревизора», но затем, готовя издание своих сочинений, решил переработать эту пьесу для печати. Своему другу Н. Я. Прокоповичу, наблюдавшему за изданием, он писал, что пьеса «написана сгоряча, скоро после представления „Ревизора“ и потому немножко нескромна в отношении к автору. Ее нужно сделать несколько идеальней, т. е., чтобы ее применить можно было ко всякой пьесе, задирающей общественные злоупотребления, а потому я прошу тебя не намекать и не выдавать ее, как написанную по случаю „Ревизора“» (письмо от 27/15 июня 1842 г.). Работа над переделкой пьесы продолжалась до начала сентября. 10 сентября 1842 г. Гоголь писал Прокоповичу: «...более всего хлопот было мне с остальною пьесою - „Театральный разъезд“. В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья „Собрания“ и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал ее в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего».

Пьеса представляет собой своеобразный ответ Гоголя критикам «Ревизора». В нее вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.

Еще литератор повторял слова Сенковского, который писал в «Библиотеке для чтения», что «ничего грязнее „Ревизора“ Гоголь не производил».

В «Театральном разъезде» введены в диалоги насмешливые отзывы Булгарина о даровании Гоголя, будто бы преувеличенном Пушкиным, который сравнивал Гоголя с Фонвизиным и Вальтер Скоттом.

Наряду с отрицательной критикой «Ревизора», в «Театральном разъезде» приведены положительные суждения П. А. Вяземского (в пушкинском «Современнике») и В. П. Андросова (в «Московском наблюдателе»).

В. Г. Белинский в своем восторженном отзыве о «Театральном разъезде» отмечал принципиальное значение высказываний Гоголя. Он писал, что в «Театральном разъезде» «содержится глубоко сознанная теория общественной комедии и удовлетворительные ответы на все вопросы или, лучше сказать, На все нападки, возбужденные „Ревизором“ и другими произведениями автора».

[5] «...societe, mon cher!» - высшее общество, мой друг!

[6] Голос в одном конце толпы, заявивший: «Этакое происшествие могло только разве случиться на Чукотском острову» - выразил мнение Ф. Булгарина, который б «Северной пчеле» писал о неправдоподобии событий «Ревизора» и утверждал, что «такие происшествия могли случиться лишь на Сандвичевых островах у капитана Кука».


Развязка «Ревизора»

В 1846 г. Гоголь задумал выпустить два издания «Ревизора» в пользу бедных: одно - в Петербурге, другое - в Москве. Для этих изданий тогда же он написал «Развязку „Ревизора“». Предполагалось, что одновременно «Ревизор» пойдет в Петербурге в бенефис Сосницкого и в Москве - в бенефис Щепкина. Гоголь предложил Щепкину в этом спектакле поставить «Ревизора» вместе с «Развязкой», причем Щепкин должен был исполнять в этой пьесе роль самого себя.

«Развязка „Ревизора“ писалась одновременно с „Выбранными местами из переписки с друзьями“ и носит на себе в полной мере следы болезненных настроений автора. Ближайшие друзья (в частности, С. Т. Аксаков) воспротивились как напечатанию, так и постановке «Развязки „Ревизора“», опасаясь, что эта пьеса «сделает Гоголя посмешищем всей России» (письмо С. Т. Аксакова И. С. Аксакову). Гоголь уступил и отложил напечатание пьесы и ее постановку до выхода в свет «Выбранных мест...». Протестовал против аллегорического истолкования пьесы и Щепкин, не представлявший себе героев «Ревизора» иначе, чем как «живых людей». Он писал Гоголю: «...с этими в десять лет я совершенно сроднился, и вы хотите их отнять у меня. Нет, я их вам не дам! Не дам, пока существую».

Таким образом, ни издание пьесы, ни ее постановка не были осуществлены. Напечатана была «Развязка „Ревизора“» только после смерти Гоголя, в 1856 г.

[7] a la lettre - буквально.

 
 
   © Copyright © 2022 Великие Люди  -  Николай Васильевич Гоголь