Гоголь Николай Васильевич
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Галерея
Семья
Герб рода Гоголей
Памятники Гоголю
Афоризмы Гоголя
Ревизор
Миргород
  · Старосветские помещики
  · Тарас Бульба
  · Вий
  · Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  · Комментарии
  … Введение к комментариям
  … Старосветские помещики
… Тарас Бульба
  … Вий
  … Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном
Мертвые души
Повести
Пьесы
Поэзия
Публицистика
О творчестве
Об авторе
Оглавление
Ссылки
 
Гоголь Николай Васильевич

Миргород » Комментарии » Тарас Бульба

I

Источники текста

а. Печатные

  • М — «Миргород». Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя. Часть первая, СПб., 1835.
  • П — «Сочинения Николая Гоголя». Том второй: «Миргород», СПб., 1842.
  • Тр — «Сочинения Н. В. Гоголя». Том второй: «Миргород», Москва, 1855.

б. Рукописные

  • РЛ1 — Автограф (текст первой редакции). Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде.
  • РМ1 — Автограф. Первоначальные черновые наброски глав V, VI, VII и IX (по окончательному счету), переработанных для второй редакции. Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве.
  • РК1 — Автограф. Рукопись второй редакции. Библиотека Украинской Академии Наук в Киеве.
  • РМ2 — Авторизованная писарская копия второй редакции. Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина в Москве.

В настоящем издании в основном тексте печатается вторая редакция «Тараса Бульбы» по автографу РК1, с дополнениями и исправлениями по >авторизованной копии РМ2 и в отдельных случаях — по другим рукописным и печатным источникам (подробности см. ниже).

Первая редакция повести печатается (в разделе «других редакций») по «Миргороду» изд. 1835 г. с дополнениями и исправлениями по автографу РЛ1.

II

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» при жизни Гоголя была напечатана дважды: сначала в отдельном издании «Миргорода» 1835 г. затем в т. II «Сочинений Николая Гоголя», где повесть была значительно переделана и расширена более чем вдвое. Кроме того, для задуманного второго издания своих «Сочинений» Гоголь в 1851 г. просматривал корректуры первых листов «Тараса Бульбы» (главы I—IX) и внес в текст повести ряд поправок. Вторая редакция повести, печатаемая в основном тексте настоящего издания, сохранилась в ряде рукописей: 1) первоначальные черновые наброски перерабатываемых глав (РМ1); 2) ряд рукописей (РК1), содержащих в некоторых частях по два последовательных слоя работы над второй редакцией повести; рукописи эти, однако, не дают полного текста повести, так как отдельные места, вероятно правились Гоголем непосредственно по экземпляру «Миргорода»; 3) авторизованная писарская копия повести (РМ2), переписанная писцом (не вполне исправно) с автографа РК1 и в нескольких случаях еще раз исправленная Гоголем.

В соответствии с общими принципами издания, текст второй редакции мы печатаем по киевской рукописи РК1 с дополнением по московской копии (РМ2) отрывков, отсутствующих в ней, и с учетом гоголевской правки в этой копии. Отдельные случаи, в которых мы дополняем текст киевской рукописи, либо отходим от него, перечисляются ниже. В отделе «других редакций» печатается редакция 1835 г., а также текст промежуточной редакции глав V, VIII и IX (из РК1 с вариантами по РМ1); текст главы VI дан, кроме того, в первоначальном наброске (РМ1), существенно отличающемся от окончательной редакции РК1; промежуточная редакция этой главы неизвестна.

Попытку реализации замысла «Тараса Бульбы» следует относить, по-видимому, к концу 1833 г., когда Гоголь усиленно стремился «туда, туда! в Киев, в древний, в прекрасный Киев» (письмо к М. А. Максимовичу от декабря 1833 г.), мечтая о кафедре истории в открываемом тогда Киевском университете и замышляя широкие планы исторических трудов, в частности трудов по истории Украины.

«Истории Малороссии», всей «от начала до конца», «или в шести малых, иль в четырех больших томах» (письмо к М. А. Максимовичу от 12 февраля 1834 г.) Гоголь так и не написал. Осколками грандиозного замысла истории Украины явились две статьи: «Взгляд на составление Малороссии» и «О малороссийских песнях» («Журнал Министерства народного просвещения», 1834, № 4, апрель, отд. II, стр. 1—15, 16—26) и повесть «Тарас Бульба», отдельные страницы которой, как и самый замысел, близко связаны с обеими статьями. Гоголь датировал первую статью 1832 годом и упоминал об этих статьях, как о написанных давно; см. письма к М. П. Погодину от 19 марта 1834 г. и к М. А. Максимовичу от 28 мая 1834 г. Несмотря на это, исследователи, начиная с Н. С. Тихонравова, совершенно справедливо относят обе статьи к концу 1833 г., связывая их с отмеченным уже увлечением Гоголя историею Украины.

Хронологическая связь первой из отмеченных статей с повестью Гоголя подчеркивается также местом первой редакции «Тараса Бульбы» в записной тетради Гоголя (РЛ1): ей предшествуют отрывки «Взгляда на составление Малороссии», отрывок исторической повести «Мне нужно видеть полковника...» и «Старосветские помещики», а следом за нею идет «Вий». Этим определяется приблизительная дата первой редакции «Тараса Бульбы»; более точно начало работы над ней можно датировать мартом — апрелем 1834 г., если учесть, что среди источников «Тараса Бульбы» несомненно была «Запорожская Старина» И. И. Срезневского и что первые два выпуска «Запорожской Старины» Гоголь получил лишь в конце февраля — начале марта 1834 г. (12 февраля 1834 г. он жалуется М. А. Максимовичу: «Запорожской Старины я до сих пор нигде не могу достать»; а 6 марта уже благодарит самого И. И. Срезневского: «Вы уже сделали мне важную услугу изданием Запорожской Старины»).

Черновая рукопись повести, сохранившаяся в тетради РЛ1, была во второй половине того же 1834 г. переписана для издания в «Миргороде», причем подверглась систематической правке. Сохранив в неприкосновенности всё развитие сюжета, отдельные характеристики, описания и мотивировки, Гоголь разделил текст на главы (в черновой рукописи это разделение лишь кое-где намечено), пытался преодолеть некоторый схематизм черновой рукописи, дополнить и расцветить сюжетную ткань повести новым материалом, в отдельных случаях даже новыми эпизодами.

Особо следует отметить три отрывка, переработка которых вызвана, вероятно, цензурными условиями. Так, в черновой рукописи после слов Бульбы о науке и просвещении следует фраза: «Бульба присовокупил еще одно слово, которого однако же цензора не пропускают в печать и хорошо делают». В «Миргороде» последняя фраза была изменена следующим образом: «Бульба присовокупил еще одно слово, которое в печати несколько выразительно и потому его можно пропустить». По цензурным, очевидно, соображениям была изменена в «Миргороде» и речь кошевого. В черновой рукописи кошевой, жалуясь на то, что не только наружность церкви в Сечи, но даже внутренние образа «вот сколько лет уже» стоят «без всякого убранства», прибавляет: «Николай-угодник божий, сердега, в таком платье, в каком нарисовал его маляр и до сих пор даже и серебряной рясы нет на нем. Варвара великомученица только то и получила, что уже в духовной отказали иные козаки». В «Миргороде» имена святых были исключены, и речь оказалась таким образом обезличенною: «Хотя бы серебряную рясу кто догадался им выковать. Они только то и получили, что отказали в духовной иные козаки». Очевидно, по цензурным соображениям исключен в «Миргороде» и лирический отрывок о запорожском танце, «который по своим могучим изобретателям носит название козачка». В черновой рукописи после этого следует: «Только в одной музыке есть воля человеку. Он в оковах везде. Он сам себе кует еще тягостнейшие оковы, нежели налагает на него общество и власть, везде, где только коснулся жизни. Он раб, но он волен, только потерявшись в бешеном танце, где душа его не боится тела и возносится вольными прыжками, готовая завеселиться на вечность». Освобождая текст Гоголя от цензурных искажений, мы указанные три варианта черновой рукописи вводим в текст первой редакции «Тараса Бульбы.»

При подготовке черновой рукописи к печати Гоголем были внесены и некоторые хронологические исправления: в рукописи действие повести отнесено к XV веку («время это касалось XV века», «грубый XV век»). В «Миргороде», в части случаев, XV было исправлено на XVI; в некоторых же местах, — вероятно, по рассеянности Гоголя, — попрежнему остался XV в. Отсюда тот хронологический разнобой, который приводил в смущение исследователей-историков, писавших о «Тарасе Бульбе».

Большая небрежность черновой рукописи «Тараса Бульбы», крайне неразборчивый в отдельных местах почерк, пропуски отдельных слов (напр., «Они скоро пришли к строению, имевшему ‹вид› сидевшей цапли»), частое смазыванье окончаний слов в конце строк и слитное написание, от рассеянности, нескольких слов (типа «потукул» = «потонул частокол», «околеги» — «около телеги»); наконец, совершенно необработанный и даже незаконченный вид отдельных фраз и сцен (так, не окончена и обрывается на полуслове сцена свидания Андрия с полячкою в осажденном городе), — всё это привело к тому, что и в текст «Миргорода» вкралось несколько погрешностей. В настоящем издании они исправлены. Наиболее существенна поправка в сцене посещения Бульбой и Янкелем пленного Остапа. В «Миргороде» читаем: «...Тарас увидел порядочное количество в полном вооружении». В РЛ1 вместо «порядочное количество» было написано слово «воинов», зачеркнутое и замененное сверху неразборчивым словом (не прочтенным ни переписчиком, ни последующими редакторами): «гайдуков». Это слово и введено нами в текст. На основании черновой рукописи мы исправляем в тексте первой редакции «Тараса Бульбы»: «красные платки летели по темному небу» (вместо «летали»), «славных защитников» (вместо «главных»); затем систематически восстанавливаем (в первой редакции) по РЛ1 написание «Сеча» (в «Миргороде» то «Сеча», то «Сечь»).

Переработкой текста черновой рукописи для «Миргорода» не закончилась творческая работа Гоголя над «Тарасом Бульбою». В собрании сочинений Гоголя 1842 г. появилась новая переработка «Тараса Бульбы» (т. II, стр. 55—304), при которой объем повести увеличился вдвое, появились совершенно новые эпизоды, положения, существенно изменился наконец общий ее идейный замысел. Перерабатывал повесть Гоголь не единовременно и не подряд: отдельные главы подвергались лишь незначительным редакционным изменениям, другие были написаны совершенно заново. Так, в главу I Гоголь вставил обширную историческую характеристику возникновения казачества и запорожского войска; в общем же эта глава сохранила свой первоначальный вид, как и глава II. Зато глава III дала материал для двух новых глав — III и IV; распространение пошло за счет обширных вставок о составе Сечи, о ссорах куреней, о законах и обычаях Сечи. Совершенно по-новому рассказывается о развенчании старого кошевого и о выборах нового, о подготовке к морскому походу. Глава IV первой редакции послужила основою также для двух новых глав (V и VI), написанных почти совершенно заново. Мало изменив рассказ о казацком нашествии на Польшу, Гоголь зато детально остановился на психологической стороне измены Андрия, тщательно характеризовал его душевные переживания и впечатления (новыми являются здесь описания католического монастыря и дома воеводы, для которых материалом послужили, очевидно, итальянские впечатления Гоголя) и особенно подробно разработал сцену встречи Андрия с полячкою. Главе V редакции «Миргорода» соответствует новая глава VII, которая также написана заново: вместо сжатого рассказа о битве под Дубном Гоголь развертывает эпическое повествование, эмоционально насыщенное, с апофеозом казачества, его мощи и удальства. В новых главах VIII и IX, переработанных из материала глав V и VI редакции «Миргорода», Гоголь меняет характеристику Андрия в бою с запорожцами: вместо подчеркнутой трусости даны черты любовного самозабвения в самой битве. Наново написана сцена последнего боя запорожцев с поляками под Дубном с эпическими характеристиками отдельных героев-казаков (особенно обширна характеристика Мосия Шила) и с речами Тараса Бульбы. Последние три главы (VII—IX) редакции «Миргорода» подверглись лишь незначительным изменениям и составили главы X—XII переработанной редакции.

Страница :    << [1] 2 3 4 5 6 7 > >
 
 
   © Copyright © 2024 Великие Люди  -  Николай Васильевич Гоголь