Гоголь Николай Васильевич
 VelChel.ru 
Биография
Хронология
Галерея
Семья
Герб рода Гоголей
Памятники Гоголю
Афоризмы Гоголя
Ревизор
Миргород
Мертвые души
Повести
Пьесы
Поэзия
Публицистика
О творчестве
Об авторе
  · Авенариус В. П. Чем был для Гоголя Пушкин
  … Часть I
  … Часть II
  … Часть III
  … Часть IV
  … Часть V
  … Часть VI
  … Часть VII
  … Часть VIII
  … Часть IX
… Часть X
… Примечания
  · Авенариус В.П. Гоголь-гимназист
  · Авенариус В.П. Гоголь-студент
  · Авенариус В.П. Школа жизни великого юмориста
  · Айхенвальд Ю.И. Гоголь
Оглавление
Ссылки
 
Гоголь Николай Васильевич

Статьи об авторе » Авенариус В. П. Чем был для Гоголя Пушкин » Часть VIII

X

Наступил 1852 год. Прошло 12 лет со времени окончания Гоголем первой части «Мертвых душ» - и из-под пера его не вышло ничего, достойного прежнего, великого художника, если не считать 2-й части тех же «Мертвых душ», о которой мы можем судить только по случайно уцелевшим и дошедшим до нас пяти главам в черновом виде.

В феврале 1852 года, совершенно уже больной, Гоголь попросил к себе своего хозяина, графа Толстого, и вручил ему перевязанную шнурком пачку тетрадей, заключавших в себе 11 вновь написанных глав 2-й части «Мертвых душ», со словами:

- Я скоро умру, свези, пожалуйста, это к митрополиту Филарету и попроси его прочитать, а потом, согласно его замечаниям, напечатай.

Толстой, чтобы ободрить упавшего духом больного, отказался взять драгоценную рукопись.

- Помилуй! - сказал он. - Ты так здоров, что, может быть, завтра или послезавтра сам свезешь это к Филарету и выслушаешь от него замечания лично.

Между тем к другому утру 2-й части «Мертвых душ», в окончательном их виде, уже не существовало. По рассказу слуги Гоголя, Семена, барин разбудил его ночью, приказал затопить печь и сунул всю связку тетрадей в огонь. Семен будто бы хотел помешать ему, на коленях умолял его не жечь этих бумаг; но барин, видя, что плотно связанные тетради не хотят хорошенько разгореться, достал их из печи кочергой, развязал и затем с каким-то ожесточением стал бросать в пылающее пламя тетрадь за тетрадью, пока все они не обратились в пепел...

21 февраля 1852 года Гоголь испустил последний вздох. Хоронили его из университетской церкви и до самого кладбища в Данилов монастырь, т. е. верст 6-7, несли гроб на руках; вся образованная Москва шла следом за ним.

Друзья гениального юмориста давно примирилсь с мыслью, что ему духовно уже не воскреснуть, и потому их поразила не столько смерть его, сколько истребление им своего последнего произведения.

«Умереть Гоголю вдруг нельзя (писал С. Т. Аксаков); тело его предано земле, но дух вошел в нашу жизнь, особенно в жизнь молодого поколения... Но Гоголь сжег «Мертвые души» - вот страшные слова! Безотрадная грусть обнимает сердце при мысли, что Гоголь не досказал своего слова, что погиб плод десятилетних вдохновенных трудов...»

Князь Вяземский[12] как на главные причины разительной перемены, происшедшей с Гоголем со смертью Пушкина, указывает на недостаток его школьного образования, несоразмерного с богатством и «неутомимою жаждою» его дарования.

«Друзья и поклонники задушили его лаврами, которыми закидали его; с другой стороны, недоброжелатели и противники чуть не забросали его каменьями. Это не пугало его, но смущало, а вероятно, и раздражало его. Он слушался Жуковского и Пушкина, но не хотел бы огорчить и Белинского и школу его... В путанице суждений о нем бедный Гоголь сам запутался... Будь Пушкин еще жив, не будь Жуковский за границею по болезни своей и жены - и Гоголь, вероятно, под этою дружескою охраною, лучше и миролюбивее устроил бы участь свою, литературную и житейскую. При них как они довольствовались мирным совершением подвига своего, так и он довольствовался бы дарованием, которое дал ему Бог, не гоняясь за призраками какой-то далекой славы, которою точно будто дразнили его слишком усердные поклонники...»

К приведенному отзыву такого ценителя, как князь Вяземский, мы позволим себе только прибавить от себя: со смертью Пушкина Гоголь, несмотря на всю свою оригинальность и гениальность, не нашел уже своего прежнего вдохновения, потому что потерял в Пушкине своего высшего руководителя, вдохновителя, доброго гения и для литературы умер вместе с ним.


Примечания

Печатается по: Авенариус В. П. Васильки и колосья: Очерки и рассказы для юношества. СПб., 1895 (изд. 2-е).

[1] ... подражание Фоссовой идиллии «Луиза»... - Иоганн Генрих Фосс (1751-1826) - немецкий поэт, автор сентиментальных поэм и идиллий (в том числе и «Луизы», очевидно, вдохновившей Гоголя).

[2] ...известный журналист Н. А. Полевой (1796-1846) - прозаик, драматург, историк; издатель журнала «Московский телеграф». Автор исследования «История русского народа». Полевой не только гоголевского «Ганса Кюхельгартена» «отделал немилосердно», но и «Мертвые души» ему пришлись не по душе. «Оставьте в покое вашу вьюгу вдохновения, - написал он Гоголю, - поучитесь русскому языку, да рассказывайте ваши сказочки об Иване Ивановиче, коляске и носе и не пишите такой чепухи, как „Мертвые души“».

[3] Плетнев Петр Александрович (1792-1862) - поэт, критик. С 1832 г. - профессор русской словесности в Петербургском университете, а с 1840 - его ректор. Дружил с Пушкиным и Гоголем. По поручению Гоголя издал его книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».

[4] М. Логинов, видевший молодого Гоголя у Балабиных... - Очевидно, имеется в виду Михаил Николаевич Лонгинов (1823-1875), домашним учителем которого был Гоголь. Лонгинов - библиограф, мемуарист, критик; автор очерка «Воспоминание о Гоголе» (1854). Балабины - семья, в которой Гоголь, по рекомендации Плетнева, также давал уроки Марье Петровне, дочери Петра Ивановича Балабина, отставного генерала жандармерии.

[5] ...молодой писатель граф Соллогуб Владимир Александрович (1813-1882) - прозаик, автор знаменитого романа «Тарантас» (1845) и воспоминаний о Пушкине и Гоголе.

[6] Мольер и Филдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков - Жан Батист Поклен, писавший под псевдонимом Мольер (1622-1673), - великий создатель жанра так называемой высокой комедии, о которой Пушкин сказал: «...высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров... нередко близко подходит к трагедии». Генри Филдинг (1707-1754) - английский классик, автор знаменитых комедий, а также комических романов «История приключений Джозефа Эндруса», «История Тома Джонса, найденыша» и др.

[7] ...как сообщал он Максимовичу - Михаил Александрович Максимович (1804-1873) - выдающийся этнограф, историк, ботаник. С Гоголем дружил с 1832 г.

[8] ...писал ... Погодину - Михаил Петрович Погодин (1800-1875) - историк, археолог; издатель журналов «Московский вестник» (1827-1830) и «Москвитянин» (1841-1856). Собрал уникальную коллекцию письменных и вещественных памятников русской старины. С Гоголем дружил (то и дело ссорясь) с 1838 г.

[9] ...рассказывает С. Т. Аксаков (1791-1859) - известный прозаик, автор мемуаров «История моего знакомства с Гоголем».

[10] ... покровитель его граф Толстой Александр Петрович (1801-1873) - один из близких друзей Гоголя в его последние годы жизни. С 1856 по 1862 г. был обер-прокурором Синода.

[11] ...рассказывает Тургенев... - Двух русских классиков - Гоголя и Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) познакомил 20 октября 1851 г. гениальный актер Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Об этой встрече и о чтении Гоголем «Ревизора» Тургенев позже рассказал в своем мемуарном цикле «Литературные и житейские воспоминания» (1869).

[12] ...князь Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) - поэт и критик; друг Пушкина, но с Гоголем, однако, близок не был, хотя и написал две острые статьи в защиту его «Ревизора» и «Выбранных мест из переписки с друзьями».

 
 
   © Copyright © 2024 Великие Люди  -  Николай Васильевич Гоголь | разместить объявление бесплатно